Ил. 1. Е. И. Ботман. Портрет императора Александра I на фоне Большого Царскосельского дворца. 1858

Ил. 1. Е. И. Ботман. Портрет императора Александра I на фоне Большого Царскосельского дворца. 1858

Ил. 2. С. В. Фёдоров (по рисунку Д. Скотти). Сражение при Бородино 26 августа 1812 г. 1814

Ил. 2. С. В. Фёдоров (по рисунку Д. Скотти). Сражение при Бородино 26 августа 1812 г. 1814

Ил. 3. Ф. Дюбуа. Войска Наполеона, вступающие в Мюнхен 24 октября 1805 г. После 1808

Ил. 3. Ф. Дюбуа. Войска Наполеона, вступающие в Мюнхен 24 октября 1805 г. После 1808

Ил. 4. А. Тон. Лицей и Церковный флигель Большого Царскосельского дворца. 1822

Ил. 4. А. А. Тон. Лицей и Церковный флигель Большого Царскосельского дворца. 1822

Ил. 5. Ворота «Любезным моим сослуживцам». 1890-е

Ил. 5. Ворота «Любезным моим сослуживцам». 1890-е

Накануне 19 (31) марта 1814 г. армия под руководством императора Александра I (ил. 1) [ПОРТРЕТ АЛЕКСАНДРА I] стояла в предместьях столицы Франции — русские войска готовились вступить в Париж. Это была армия, в которой еще служили ветераны, воевавшие с французами во времена Суворова, здесь были те, кто помнил поражение под Аустерлицем, защищал Смоленск и стоял насмерть на Бородинском поле (ил. 2). Именно эта армия гнала врага через всю Европу и, подарив свободу её народам, заканчивала свой Великий поход, который начался за тысячи километров от Парижа.

Летом 1812 г. границу Российской империи перешла самая могущественная на тот момент армия в мире. Более 600 тысяч солдат, которые уже захватили практически всю Европу (ил. 3), начали «нашествие двунадесяти языков». Ядро армии составляла знаменитая гвардия Наполеона. Гвардейские части были не просто элитой французской армии, они считались настоящим воплощением стойкости, отваги и преданности императору Франции. Ударной силой гвардии были полки пеших гренадер: в этих частях служили самые опытные солдаты и заслуженные ветераны. В самые тяжелые для Наполеона минуты гвардия верила в императора, его приказы исполнялись беспрекословно и в срок. Гвардейцы рассматривали свою жизнь как собственность, принадлежавшую целиком и безраздельно Наполеону. Гвардия Наполеона имела и главную привилегию — умирать во весь рост при обстреле, не пригибаясь под пулями. Не случайно М. И. Кутузов полагал, что «гвардия Наполеона составлена из приверженцев, готовых на всякое отчаянное пожертвование»1.

Уверенный в непобедимости своих солдат Наполеон до конца так и не осознал специфику войны, которую он начал против России. Он не понимал её народного характера. Он ещё не знал, что в России эту войну станут называть — Отечественной.

18 июля 1812 г. император Александр I издал Манифест о созыве народного ополчения. На защиту Родины поднялись все слои населения. Основу ополчения составляли крестьяне. Активно пополнялась действующая армия и представителями дворянства. Показательны слова В. А. Жуковского, вспоминавшего о вступлении в ополчение: «Я записался не для чина, не для креста.., а потому, что в это время всякому должно быть военным, даже не имея охоты...»2. Против воли родителей вступает в ополчение и в боях доходит до Парижа писатель И. И. Лажечников. Вступает в казачий полк и честно служит П. А. Вяземский, Г. С. Батеньков, участник Отечественной войны, десять штыковых ранений получит уже в заграничном походе. Еще корнетом участвует в войне А. С. Грибоедов.

По Царскому Селу в сторону Москвы маршируют колонны петербургского ополчения. Солдаты идут мимо Императорского Лицея (ил. 4), из окон которого за ними наблюдают совсем ещё юные лицеисты. Вспоминая эти минуты, А. С. Пушкин позже напишет:
«Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались,
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас...»3

В марте 1814 г., после блистательной победы русского оружия, мир увидел и русское милосердие. Приведём описание изображения представленной на выставке медали, созданной по рисунку графа Ф. П. Толстого. [МЕДАЛЬ «ВЗЯТИЕ ПАРИЖА 1814»] «Россиянин с копием в руке подносит падшей на колени пред ним Французской столице масличную ветвь. Усеянное вкруг нее мертвыми телами и сокрушенными оружиями поле являет бывшее пред тем жестокое сражение. Вместе же сии пожатые им лавры с оливою показывают, что колико гнев его страшен в брани, толико дух его кроток в победе»4.

19 (31) марта с барабанным боем, музыкой и распущенными знаменами через ворота Сен-Мартен русская армия вошла в Париж. Во главе победоносной армии — император Александр I. Последний раз вражеские войска вступали в Париж в XV в. Русскую армию встречали с восторгом, тысячи парижан восхищались видом русской гвардии, все стремились увидеть русского императора, у ног которого лежала вся Европа... [БОКАЛ]

О чем думал в ту минуту император? Вспоминал о поражении под Аустерлицем? О смятении при нашествии 1812 г.? О своих солдатах, своем народе, в доблести и отваге которых он был уверен не меньше, чем Наполеон в своей знаменитой гвардии? В 1812 г. Александр дал слово, что не заговорит о мире, пока последний вражеский солдат не покинет его страну. Он сдержал свое обещание. Не забыл он и о цене, которую пришлось заплатить Отечеству.

В Царском Селе, по улицам которого в 1812 г. проходили войска петербургского ополчения, был воздвигнут памятник (ил. 5). Этот знак благодарности соратникам и соотечественникам, героям войны 1812 г. был исполнен по проекту архитектора В. П. Стасова. Величественные чугунные ворота состоят из четырех пар колонн дорического ордера, поддерживающих антаблемент. Авторство лаконичных слов, начертанных в верхней части ворот на русском и французском языках, принадлежит самому государю Александру I — «Любезным моим сослуживцам».

А. Е. Кондратьев

1 Записки А. П. Ермолова. 1798–1826. М., 1991. С. 118.
2 Жуковский В. А. Собрание сочинений в 4 т. Т. 4. М., 1960. С. 491.
3 Пушкин А. С. Собрание сочинений в 10 т. Т. 2. М., 1959. С. 467. Т. Г. Цявловская в комментарии к стихотворению отмечала: «Это последняя «лицейская годовщина» Пушкина, написанная к двадцатипятилетию основания лицея, осталась незаконченной. Пушкин начал читать стихи 19 октября 1836 г. на собрании лицеистов у М. Л. Яковлева, но от волнения закончить чтения не мог».
4 Холодковский И. М., Годлевский Н. Н. Нумизматические памятники Отечественной войны. Описание медалей и жетонов 1812–1912 гг. СПб., 1912. С. 75.