Портрет императора
Александра I

Ж.-Б. Изабе
1815
Бумага, акварель, серебряный карандаш
13,9 х 10,5 (овал)
Справа, сбоку, подпись и дата: «Isaby Vienne 1815»
Приобретение, 2002
Инв. № ЕД-535-XI

Ил. 1. Мария-Антуанетта с детьми. 1897–1899

Ил. 1. Гобелен «Мария-Антуанетта с детьми» (по оригиналу Э. Виже-Лебрен)
1897–1899

Ил. 2. А. Лефевр. Портрет Наполеона Бонапарта. Середина XIX в

Ил. 2. А. Лефевр. Портрет Наполеона Бонапарта. Середина XIX в.

Портрет Портрет Портрет

Французский художник, рисовальщик, гравер, миниатюрист Ж.-Б. Изабе (Isabe, Jean-Baptiste) родился в 1767 г. Он был седьмым ребенком в семье провинциального учителя г. Нанси. Отец сам занимался образованием сына, развивал в нем любознательность, энергию, упорство, поощряя его увлечение искусством и музыкой. Мальчику нравилась живопись, особенно произведения художника Давида.

Повзрослев, Изабе покинул отчий дом, уехал в столицу, где поступил в мастерскую скульптора Дюмона (Dumont Jaacques Edme), который работал как скульптор-миниатюрист. Изабе покорила техника миниатюры: миниатюре в живописи он остался верен до конца своих дней. Постепенно его творчество входило в моду в художественных кругах Парижа, особенно после того, как он создал оригинальный портрет королевы Марии-Антуанетты (ил. 1), который был благосклонно принят заказчицей. Желающих быть изображенным молодым дарованием оказалось в избытке, и вскоре Изабе был назначен придворным миниатюристом.

Менялись династии, события, стили — художник все отражал в своих работах. Талант живописца спас его в период жесточайших потрясений во Франции. Изабе прожил трудную жизнь (1767–1855) и много повидал: пережил Республику, Империю, Реставрацию и снова Республику. Но главным его героем стал Наполеон (ил. 2), который сделал мастера своим придворным историческим живописцем: художник многократно изображал самого Наполеона, его семью и сподвижников.

В период Империи и Реставрации Изабе был придворным художником-декоратором Парижской оперы и придворных театров, а также создателем многочисленных эскизов для Севрской фарфоровой мануфактуры. В Парижском художественном салоне выставлял свои работы с 1793 по 1841 г.

Одновременно Изабе не оставлял свою любимую миниатюрную живопись. В 1815 г. художник был приглашен в Вену, в центр европейской политики этого времени, на Венский конгресс. Ему предстояло исполнить портреты многочисленных политических деятелей — в одной только «русской серии» было 50 представителей.

Одним из первых был создан портрет императора Александр I (1777–1825). Его художник рисовал несколько раз: рисунки и эскизы легли в основу этого замечательного произведения. Художник запечатлел человека, вознесенного в 1814 г. победой над Наполеоном на высшую ступень величия. Александр I пережил небывалый триумф в Париже, завоевал обожание соотечественников, восторженное поклонение народов Европы и, похоже, самого мастера, исполнившего миниатюру в лаконичной манере, демократично и четко.

Портрет отличает большое сходство с моделью, тонкость исполнения и сдержанный колорит. Мастер использует черный и белый карандаши, нежную, тонкую акварель, свою характерную манеру исполнения. Он создал прекрасное произведение искусства — правдиво-реалистичное, изысканное, немного манерное. Этот портрет дает нам представление о двух незаурядных личностях: герое и мастере, исполнившим миниатюру. Эта работа получила широкое признание и была многократно повторена в графических работах и живописных холстах.

Л. В. Бардовская