Ил. 1. К. С. Крыжановский (по оригиналу В. И. Мошкова). Битва при Лейпциге
1877
Ил. 2. Медаль «В память сражения при Лейпциге». 1835
Ил. 3. Медаль «В память сражения при Бриенне». 1835
Россия, Санкт-Петербургский монетный двор
Медальеры А. А. Клепиков, А. П. Лялин; по модели Ф. П. Толстого
1836
Бронза; чеканка, патинирование
Диаметр 6,5
На лицевой стороне вдоль нижнего края подпись: Р. А. КЛЕ.
(резал А. Клепиков); на оборотной стороне в обрезе надпись:
СЪ МЕДАЛЬЕНА ГРАФА ТОЛСТАГО. / РѢЗАЛЪ А. ЛЯЛИНЪ 1836.
Приобретение, 2010
Инв. № ЕД-2207-IV
Ил. 1. К. С. Крыжановский (по оригиналу В. И. Мошкова). Битва при Лейпциге
1877
Ил. 2. Медаль «В память сражения при Лейпциге». 1835
Ил. 3. Медаль «В память сражения при Бриенне». 1835
На лицевой стороне медали аллегорическое изображение Александра I в образе Родомысла — бога древних славян, олицетворявшего храбрость, мудрость и честность; вверху надпись: РОДОМЫСЛЪ ДЕВЯТАГОНАДЕСЯТЬ ВѢКА (Родомысл девятнадцатого века). Император представлен в одежде древнерусского воина: в шлеме, кольчуге, с копьем в руке и щитом, по краю которого изображена Лейпцигская битва (1813) — одно из наиболее известных и кровопролитных сражений Наполеоновских войн, закончившихся победой русской армии (ил. 1). На обороте изображена сцена взятия Парижа также в аллегорической форме — русский воин протягивает коленопреклоненной женщине, олицетворяющей столицу Франции, оливковую ветвь. У ее ног символические ключи от города, рядом поверженные трофеи, на заднем плане поле битвы; вверху надпись: ПОКОРЕНIЕ ПАРИЖА; ниже дата: 1814.
Бронзовая медаль выполнена по восковой модели Ф. П. Толстого (1783–1873) — выдающегося скульптора, художника, мастера медальерного дела. Восковой медальон с портретом императора в образе Родомысла — первый из большой серии, посвященной событиям Отечественной войны 1812–1814 гг. Это изображение было использовано для аверса следующих двадцати медалей, которые художник создавал с 1814 по 1836 г. Все модели Толстого были осуществлены в бронзе; в коллекции музея представлены три медали из этой серии: «В память сражения при Лейпциге» (ил. 2), «В память сражения при Бриенне» (ил. 3) и «Взятие Парижа».
Техника медальерного дела была сложной и трудоемкой: по заранее заданному рисунку художник создавал восковую модель — рельефное изображение на гладкой поверхности. Для этих целей применялся белый, желтоватый или розовый воск, основанием служила т. н. аспидная (или грифельная, из черного сланца) доска, а также стекло, зачерненное с оборотной стороны, или металлическая пластина. По восковой модели мастер вручную вырезал штемпель из металла — форму будущей медали; его изготовление требовало безукоризненной точности и виртуозного мастерства.
Штемпели медали «Взятие Парижа» вырезали мастера Санкт-Петербургского монетного двора — А. А. Клепиков (лицевая сторона) и А. П. Лялин (оборотная сторона).
Е. Г. Стадлер