Портрет
Екатерины II

Неизвестный художник
Портрет императрицы Екатерины II
Конец XVIII в.
Медь, цветная эмаль
Диаметр 6,5 см

Рамка
Середина XIX в.
Бронза; золочение
20,0 х 16,5
Историческая коллекция
Инв. № ЕД-403-XI

Ил. 1. Неизвестный художник (по оригиналу Ф. С. Рокотова). Портрет императрицы Екатерины II. Конец XVIII в.

Ил. 1. Неизвестный художник (по оригиналу Ф. С. Рокотова). Портрет императрицы Екатерины II. Конец XVIII в.

Ил. 2. Ф. И. Шубин. Г. А. Потёмкин. 1791

Ил. 2. Ф. И. Шубин. Г. А. Потёмкин. 1791

Ил. 3. А. А. Зеест. Екатерининский дворец. Синий кабинет («Табакерка»). 1917

Ил. 3. А. А. Зеест. Екатерининский дворец. Синий кабинет («Табакерка»). 1917

Портрет Екатерины II Портрет Екатерины II Портрет Екатерины II Портрет Екатерины II Портрет Екатерины II Портрет Екатерины II

Изображение на круглой медной пластине восходит к живописному прототипу 1769 г. работы Ф. С. Рокотова (1735/36—1808). Этот портрет нравился императрице и многократно повторялся как самим автором, так и другими художниками (ил. 1), в том числе миниатюристами. На миниатюре, созданной в годы правления Екатерины II, императрица представлена в Малой императорской короне, в горностаевой мантии, с цепью ордена святого Андрея Первозванного, лентой святого Георгия, в малиновом платье с белым атласным лифом.

Позднее портрет был заключен в пышную, золоченой бронзы рамку, очевидно, заказанную специально для этой миниатюры. Она представляет собой венок, в декор которого вплетены пышные розы, грозди винограда, колосья пшеницы, дубовые и лавровые листья, вьющиеся ленты и разорванные цепи. Рама увенчана короной, под которой двуглавый орел с инициалом «Е II» на щитке; среди ветвей на ленте надписи: слева — «Таврида 1787», справа — «Польша 1794» и разорванная цепь; внизу под миниатюрой — «Кубань 1787» и еще ниже — годы правления Екатерины II «1762–1796». Миниатюра с портретом отделена от рамы тонким ободком с жемчужным орнаментом.

На основании последней даты, указанной в надписях на ленте, рама могла быть исполнена только после 1796 г. Рисунок обрамления и ровный абрис круглого венка характерны для стилистики эпохи Александра II, что дает основание датировать бронзовую рамку серединой XIX в.

Натуралистично трактованные цветы, плоды и колосья раскрывают символику этого «венка славы»: природные богатства новых территорий России, прославляющие императрицу. Подобные рамы с аллегорическими композициями, как правило, изготавливались к юбилейным или памятным датам. Тексты на рамке, отражающие важные для России события, связанные с присоединением Крыма и Новороссии, указывают на последние годы царствования Екатерины II. Освоение новых территорий было важной вехой в истории страны. В 1783 г. Екатерина Великая издала манифест «О принятии полуострова Крымского, острова Тамань и Кубанской стороны под Российскую державу». В том же году она основала города Симферополь и Севастополь, на территории Крымского ханства учредила Таврическую область.

В январе-июле 1787 г. императрица совершила т. н. Таврический вояж — путешествие в Новороссию и Крым, во время которого был заложен город Екатеринослав, а Запорожское воинство преобразовано в Черноморское казачье войско. В этом же году за одержанные победы и проявленную самоотверженность в деле завоевания новых земель Екатерина II повелела присоединить к фамилии Г. А. Потемкина почетную приставку «Таврический».

Сама императрица стала главной героиней побед, одержанных русской армией, возглавляемых прекрасными полководцами под предводительством Г. А. Потемкина. Историки единодушно отмечают способности Екатерины Великой: она выучила русский язык, только приехав в Россию, приняла православную веру и прекрасно поняла, что положиться она может только на дворянство, для которого ее правление стало «золотым веком». Во всех важнейших событиях эпохи определяющую роль играли личные отношения императрицы с ее сподвижниками. Она сумела окружить себя яркими личностями, так как обладала талантом чувствовать людей способных, одаренных, неординарных. Братья Г. А. и А. А. Орловы, П. А. Румянцев-Задунайский, Г. А. Спиридов, А. В. Суворов предпринимали все возможное для успешной внешней политики России.

Одной из выдающихся фигур в ее окружении был Г. А. Потемкин (1739–1791) (ил. 2), с которым Екатерина, предположительно, тайно обвенчалась осенью 1774 г. Помимо любви их соединили общие политические устремления, забота о благе России. Переписка Потемкина с императрицей позволяет увидеть в нем не банального временщика, но личность — человека государственного ума, деятельность которого принесла большую пользу России, а имя Екатерины было окружено ореолом воинской славы.

В 1862 г. Россия торжественно отмечала столетие со дня восшествия на престол Екатерины II. Правнук императрицы Александр II воздвиг ей величественный памятник работы скульптора Микешина в центре Санкт-Петербурга. И, возможно, тогда же старинная миниатюра обрела новую пышную раму (ил. 3).

Л. В. Бардовская