Портрет
Александра II

А. П. Рокштуль
1864
Слева внизу подпись и дата: Рокштуль. 1864
Бумага, акварель, дерево, латунь, стекло
19,0 х 13,0
Историческая коллекция
Инв. № ЕД-523-Х

Ил. 1. К. И. Кольман. Детский остров в Александровском парке. 1820-е

Ил. 1. К. И. Кольман. Детский остров в Александровском парке. 1820-е

Ил. 2. И. И. Шарлемань. Белая башня и Ворота-руина в Александровском парке. 1859

Ил. 2. И. И. Шарлемань. Белая башня и Ворота-руина в Александровском парке
1859

Ил. 3. А. П. Рокштуль. Портрет императрицы Марии Александровны. 1862

Ил. 3. А. П. Рокштуль. Портрет императрицы Марии Александровны. 1862

Портрет Александра II Портрет Александра II Портрет Александра II Портрет Александра II

Сын императора Николая I и императрицы Александры Фёдоровны был назван в честь императора Александра I. Его рождение воспринималось как событие государственной важности. При крещении в 1818 г. младенец получил высший российский орден — Святого апостола Андрея Первозванного и был записан в самые привилегированные полки России.

Александров день всегда отмечался в Царском Селе 30 августа. По этому случаю дамы должны были надевать платья в русском стиле, а кавалеры, имеющие орден Святого Александра Невского, были в «убрах этого ордена» — такова была традиция.

Мальчик жил вместе с родителями в Александровском дворце с весны до осени. Окна его комнат на первом этаже выходили в парк. Из них был виден пруд и остров, называемый Детским, где в 1830 г. архитектор В. М. Горностаев выстроил павильон, предназначенный для игр Александра и его сестер и братьев (ил. 1).

Рядом с дворцом в 1824 г. зодчий А. Менелас возвел 32-метровую Белую башню и Ворота-руину (ил. 2), представляющие собой стены древнего замка, разбитые ядрами. В этом уголке парка мальчики обучались искусству фортификации. Место это уже у детей получило название «уголок Доброго Саши».

Жизнь Александра II прочно связана с Царским Селом: сюда он привез молодую жену Марию Дармштадскую (в православии Марию Александровну) (ил. 3), здесь в Зубовском флигеле Большого Царскосельского дворца находились и жили их дети; здесь проходили церемониалы, разрабатывались реформы, решались государственные дела — например, вопросы преобразования русской армии; манифест по освобождению крестьян от крепостной зависимости.

Александр «был красивый мужчина. <...> Черты лица его были правильны, но вялы и недостаточно четки, глаза большие голубые <...> Его основной дар — было сердце, доброе, горячее, человеколюбивое сердце, которое естественно влекло его ко всему щедрому и великодушному и одно побуждало его ко всему, что его царствование создало великого. Умом <...> он не был способен охватить ценность и важность последовательно проведенных им реформ, которые сделали его царствование одним из наиболее славных и прекрасных эпизодов в истории нашей страны. Его сердце обладало инстинктом прогресса, которого его мысль боялась. Его сердце страдало за крепостных, и он даровал свободу 18 миллионам людей <...> Его сердце возмущалось неправосудием и взяточничеством, и он даровал России новые судебные учреждения. Потом, когда этот поток новой жизни прорвался сквозь разрушенную им плотину, увлекая в своем течении остатки исчезнувшего прошлого, тогда смелый реформатор <...> испугавшись собственного великого дела, стал отказываться от него и пытался встать на защиту порядка, основы которого он сам подорвал»1. Это верно подмеченное фрейлиной А. Ф. Тютчевой противоречие составляло основную черту характера императора.

Отмена крепостного права в России способствовала развитию технического прогресса и одновременно распространению революционного радикализма. Император стал объектом заговорщиков. На него было совершено несколько покушений. Одно из них — 1 марта 1881 г. оборвало жизнь Александра II.

На миниатюре мы видим 46-летнего императора, одетого в парадную форму генерала лейб-гвардии Кирасирского Его Величества полка. Он изображен на прогулке в парке, на фоне осеннего пейзажа с Белой башней вдали.

С Царским Селом в судьбе Александра II связаны разные события и периоды жизни: детские годы, юность, зрелость... Уголок у Белой башни был местом игр, занятий, прогулок, спортивных упражнений. И это место всегда посещалось императором во время ежедневных прогулок. Художник Рокштуль, хорошо знавший привычки императора, запечатлел его в расцвете сил, на прогулке, после торжественного приема или до него, возможно, после подписания очередного важного документа.

Л. В. Бардовская

1 Тютчева А. Ф. При дворе двух императоров. Воспоминания и фрагменты дневников фрейлины двора Николая I и Александра II. М. 1990. С. 6.