Ил. 1. К. И. Кольман. Детский остров в Александровском парке. 1820-е
Ил. 2. И. И. Шарлемань. Белая башня и Ворота-руина в Александровском парке
1859
Ил. 3. А. П. Рокштуль. Портрет императрицы Марии Александровны. 1862
А. П. Рокштуль
1864
Слева внизу подпись и дата: Рокштуль. 1864
Бумага, акварель, дерево, латунь, стекло
19,0 х 13,0
Историческая коллекция
Инв. № ЕД-523-Х
Ил. 1. К. И. Кольман. Детский остров в Александровском парке. 1820-е
Ил. 2. И. И. Шарлемань. Белая башня и Ворота-руина в Александровском парке
1859
Ил. 3. А. П. Рокштуль. Портрет императрицы Марии Александровны. 1862
Сын императора Николая I и императрицы Александры Фёдоровны был назван в честь императора Александра I. Его рождение воспринималось как событие государственной важности. При крещении в 1818 г. младенец получил высший российский орден — Святого апостола Андрея Первозванного и был записан в самые привилегированные полки России.
Александров день всегда отмечался в Царском Селе 30 августа. По этому случаю дамы должны были надевать платья в русском стиле, а кавалеры, имеющие орден Святого Александра Невского, были в «убрах этого ордена» — такова была традиция.
Мальчик жил вместе с родителями в Александровском дворце с весны до осени. Окна его комнат на первом этаже выходили в парк. Из них был виден пруд и остров, называемый Детским, где в 1830 г. архитектор В. М. Горностаев выстроил павильон, предназначенный для игр Александра и его сестер и братьев (ил. 1).
Рядом с дворцом в 1824 г. зодчий А. Менелас возвел 32-метровую Белую башню и Ворота-руину (ил. 2), представляющие собой стены древнего замка, разбитые ядрами. В этом уголке парка мальчики обучались искусству фортификации. Место это уже у детей получило название «уголок Доброго Саши».
Жизнь Александра II прочно связана с Царским Селом: сюда он привез молодую жену Марию Дармштадскую (в православии Марию Александровну) (ил. 3), здесь в Зубовском флигеле Большого Царскосельского дворца находились и жили их дети; здесь проходили церемониалы, разрабатывались реформы, решались государственные дела — например, вопросы преобразования русской армии; манифест по освобождению крестьян от крепостной зависимости.
Александр «был красивый мужчина. <...> Черты лица его были правильны, но вялы и недостаточно четки, глаза большие голубые <...> Его основной дар — было сердце, доброе, горячее, человеколюбивое сердце, которое естественно влекло его ко всему щедрому и великодушному и одно побуждало его ко всему, что его царствование создало великого. Умом <...> он не был способен охватить ценность и важность последовательно проведенных им реформ, которые сделали его царствование одним из наиболее славных и прекрасных эпизодов в истории нашей страны. Его сердце обладало инстинктом прогресса, которого его мысль боялась. Его сердце страдало за крепостных, и он даровал свободу 18 миллионам людей <...> Его сердце возмущалось неправосудием и взяточничеством, и он даровал России новые судебные учреждения. Потом, когда этот поток новой жизни прорвался сквозь разрушенную им плотину, увлекая в своем течении остатки исчезнувшего прошлого, тогда смелый реформатор <...> испугавшись собственного великого дела, стал отказываться от него и пытался встать на защиту порядка, основы которого он сам подорвал»1. Это верно подмеченное фрейлиной А. Ф. Тютчевой противоречие составляло основную черту характера императора.
Отмена крепостного права в России способствовала развитию технического прогресса и одновременно распространению революционного радикализма. Император стал объектом заговорщиков. На него было совершено несколько покушений. Одно из них — 1 марта 1881 г. оборвало жизнь Александра II.
На миниатюре мы видим 46-летнего императора, одетого в парадную форму генерала лейб-гвардии Кирасирского Его Величества полка. Он изображен на прогулке в парке, на фоне осеннего пейзажа с Белой башней вдали.
С Царским Селом в судьбе Александра II связаны разные события и периоды жизни: детские годы, юность, зрелость... Уголок у Белой башни был местом игр, занятий, прогулок, спортивных упражнений. И это место всегда посещалось императором во время ежедневных прогулок. Художник Рокштуль, хорошо знавший привычки императора, запечатлел его в расцвете сил, на прогулке, после торжественного приема или до него, возможно, после подписания очередного важного документа.
Л. В. Бардовская
1 Тютчева А. Ф. При дворе двух императоров. Воспоминания и фрагменты дневников фрейлины двора Николая I и Александра II. М. 1990. С. 6.