Медальон с портретом императрицы
Елизаветы Петровны,
в футляре

Россия, Санкт-Петербург, Царскосельская янтарная мастерская
Мастер И. Роггенбук (?)
Конец 1760 – 1770-е
Янтарь, сафьян, сукно, позумент серебряный; резьба, тиснение
золотом
10,5 х 8,6 х 1,7 (медальон)
12,1 х 10,3 х 1,2 (футляр)
Историческая коллекция
Инв. № ЕД-31/1,2-VI

Ил. 1. И. А. Соколов (по оригиналу Л. Каравака). Портрет императрицы Елизаветы Петровны. 1746

Ил. 1. И. А. Соколов (по оригиналу Л. Каравака). Портрет императрицы Елизаветы Петровны. 1746

Ил. 2. И. Штенглин (по оригиналу Л. Каравака). Портрет императрицы Елизаветы Петровны. 1746. ГМИИ имени А. С. Пушкина

Ил. 2. И. Штенглин (по оригиналу Л. Каравака). Портрет императрицы Елизаветы Петровны. 1746. ГМИИ имени А. С. Пушкина

Медальон с портретом императрицы Елизаветы Петровны Медальон с портретом императрицы Елизаветы Петровны

Медальон овальной формы выполнен из светлого непрозрачного янтаря медово-оранжевого оттенка, на лицевой стороне — рельефное поясное изображение императрицы Елизаветы Петровны с головой, слегка повернутой вправо, в малой короне и царском облачении, с лентой и звездой ордена Св. Андрея Первозванного. Изображение обрамлено фигурной рамкой из раковин, завитков и веток с листьями, увенчанной двуглавым орлом под короной. Медальон помещен в овальный футляр красного сафьяна, украшенный по верхнему краю серебряным позументом, по краю борта — Т-образным орнаментом.

Медальон с портретом императрицы был передан в Царское Село 28 октября 1819 г. из Главного Штаба Его Императорского Величества; с 1861 до 1941 г. находился в Янтарной комнате Большого Царскосельского дворца. В описях янтарных вещей 1833 и 1861 гг. медальон отмечен как «портрет императрицы Анны Иоанновны». В списке предметов, предназначавшихся к починке фирмой «Мориц Штумпф и сын», числится как медальон с портретом императрицы Екатерины I. Правильная атрибуция была дана членами Художественно-исторической комиссии, работавшей в Царском Селе в 1917–1918 гг.

Оригиналом янтарного медальона послужила гравюра И. А. Соколова (ил. 1), исполненная в 1746 г. с живописного изображения Л. Каравака 1742–1744 гг. Портрет императрицы, гравированный Соколовым по особому правительственному распоряжению, был признан образцовым и являлся эталоном для подражания. Создатель медальона немного изменил композицию, поместив изображение двуглавого орла с гербом Москвы в верхней части обрамления. Для портретного изображения резчик по янтарю также мог использовать гравюру И. Штенглина 1746 г. (ил. 2), выполненную по тому же живописному оригиналу.

Изготовление в янтаре медальонов с портретами коронованных особ было распространено в Пруссии; в России подобные произведения были очень редки.

Медальон, вероятно, был выполнен Иоганном Роггенбуком, резчиком по янтарю, сыном выдающегося кёнигсбергского мастера янтарного дела Фридриха Роггенбука, с 1756 г. работавшего в Санкт-Петербурге, с 1758 г. руководившего работами по созданию и реставрации янтарных панно. Роггенбук, прибывший в Россию вместе с отцом и работавший под его руководством поначалу подмастерьем, в 1768 г. получает звание мастера за исполнение резного янтарного медальона с изображением Венеры и Купидона. После смерти Ф. Роггенбука в 1771 г. (?) И. Роггенбук становится хранителем Янтарной комнаты, занимается реставрацией янтарных панно и изготовлением предметов из янтаря.

При реставрации медальона фирмой «Мориц Штумпф и сын» были воссозданы три резные короны над двуглавым орлом; в настоящее время сохранилась только центральная корона, одна из голов орла — поздняя доделка.

Е. О. Калугина