Г. П. Бон Портрет Петра I

Великобритания, Лондон
1833
Медь, эмаль, бронза (рама)
35,0 х 25,0
Историческая коллекция
Инв. № ЕД-873-Х

Ил. 1. Ф. М. Славянский. Портрет великого князя наследника цесаревича Александра Николаевича. 1850

Ил. 1. Ф. М. Славянский. Портрет великого князя наследника цесаревича Александра Николаевича. 1850

Ил. 2. Портрет принцессы Виктории. Конец 1850-х

Ил. 2. Портрет принцессы Виктории. Конец 1850-х

Портрет императора Петра I Портрет императора Петра I Портрет императора Петра I Портрет императора Петра I

Слева, на плинте подпись художника и дата: H P Bone 1833; на бронзовой рамке внизу справа гравирована надпись: Enamel. H. P. Bone. На оборотной стороне в центре поврежденная коррозией надпись черной краской (сохранилась фрагментарно) на английском языке: Peter the Great of Russia London April 1833. Painted by Permission of His Majesty From the original by Sir Godfried Kneller, in the Royal Collection by Henry Pierce Bone. Enamel Painter to her Majesty and their Royal Highnesses the Duchess of Kent and Princess Victoria (Петр Великий Российский Лондон Апрель 1833. Написан с позволения Его Величества с оригинала сэра Годфрида Неллера в Королевской коллекции Генри Пирсом Боном. Живописец по эмали Её Величества и их Королевских Высочеств герцогини Кентской и принцессы Виктории).

Художник Генри Пирс Бон (1779–1855) — сын миниатюриста Генри Бона (1755–1834). Учился живописи у своего отца. Специализировался на портретах (преимущественно миниатюрных); с 1799 г. по 1833 г. работал в технике масляной живописи (на металле) и эмали, затем только как эмальер. Выполнял заказы английского короля Вильгельма IV (1765–1837) и его жены Аделаиды (1792–1849), затем королевы Виктории (1819–1901) и ее мужа принца-консорта Альберта, герцога Саксен-Кобург-Готского (1819–1861). Делал копии с работ известных живописцев.

Портрет Петра I исполнен с оригинала, написанного в 1698 г. придворным живописцем Годфридом Неллером (1649–1723), портретистом немецкого происхождения, с 1676 г. по 1723 г. служившим придворным художником британских монархов от Карла II до Георга I.

Царь изображен в полный рост в рыцарских латах и в горностаевой мантии с адмиральским жезлом в правой руке, несмотря на тот факт, что чин адмирала Петр I принял только в 1721 г. после заключения Ништадтского мира. За ним на красной подушке лежат корона и держава. Фигура царя помещена на фоне раскрытого окна, за которым видны море и боевые корабли с Андреевским флагом.

Неллер изобразил Петра I согласно традиции парадного европейского портрета XVII в., представив царя в латах. Н. М. Карамзин, посетивший Виндзорский замок, восхитился рыцарским образом. «Я долго смотрел на портрет нашего великого Петра, написанный во время Его пребывания в Лондоне живописцем Неллером. Император был тогда еще молод: это Марс в Преображенском мундире», — так аллегорически описал литератор изображение монарха1.

Петр I Алексеевич (30 мая 1672, Москва — 28 января 1725, Санкт-Петербург) — царь с 1682 г., первый российский император с 1721 г. Молодой царь путешествовал по Европе инкогнито, под именем Петра Михайлова. В Англии (как и в Голландии) работал на верфях, изучая корабельное дело. Портрет Петра I работы Г. Неллера был подарком русского царя английскому королю Вильгельму III в период между 11 января и 23 апреля 1698 г. во время визита в Лондон. Предполагалось, что портрет был создан по эскизу, начатому в Утрехте в 1697 г., однако, английский исследователь Э. Кросс утверждает, что для такого предположения нет оснований: «…подтверждено фактами, что Петр позировал Неллеру в Лондоне в конце января 1698 г.»2.

Изображение явно импонировало Петру I. Находясь в Лондоне, царь заказал английскому придворному художнику-миниатюристу Шарлю Буату (1662–1727) более десятка погрудных изображений с оригинала Г. Неллера в технике эмали на меди. Петр I жаловал ими своих соотечественников, особо отличившихся на военном и гражданском поприще.

Портрет работы Неллера в настоящее время находится в Лондоне, в коллекции королевы Елизаветы II в Кенсингтонском дворце. В середине XIX в. художник Э. Белли исполнил копию, заказанную князем А. Я. Лобановым-Ростовским по распоряжению императора Николая I для Романовской галереи3. Другие копии работы неизвестных художников имеются в собраниях ГМЗ «Петергоф» и Государственного Русского музея.

Предположительно, миниатюра Бона оказалась в России вместе с другими подарками королевы Виктории, привезенными великим князем Александром Николаевичем (ил. 1) из заграничного путешествия 1838–1839 гг. История романтического знакомства двух отпрысков правящих династий России и Великобритании хорошо известна: будущий император Александр II и королева Англии с 1837 г. Виктория (ил. 2) познакомились во время пребывания наследника русского престола в Лондоне в 1839 г.4 Молодые люди сделали за это время друг другу множество подарков. Миниатюра работы Бона могла входить в число дружеских подношений.

Портрет Петра I находился в личных покоях императорской семьи в Александровском дворце, в 1938 г. был помещен в личные комнаты Марии Александровны в Зубовском флигеле Екатерининского дворца-музея и в том же году перемещен в фонды музея, откуда был эвакуирован в г. Сарапул в 1941 г.

Л. В. Бардовская

1 Карамзин Н. М. Письма русского путешественника // Избранные сочинения в 2-х т. Т. 1. М.-Л., 1964. С. 353.
2 Cross A. By the Banks of the Neva: Chapters from the Lives and Careers of the British in Eighteenth-Century Russia. Cambridge University Press, 1996. P. 32–42; Cross A. Peter the Great through British Eyes. Cambridge University Press, 2000. P. 141–142.
3 Кадочникова В. А. К вопросу об авторстве копий Романовской галереи Императорского Эрмитажа // Страницы истории отечественного искусства. Сб. ст. по материалам науч. конф. Санкт-Петербург. Русский музей, 2013. Вып. 24. СПб., 2014. С. 64–77.
4 Истомина И. В., Власова Е. И. Роман Александра II с будущей королевой Викторией // Молодой ученый. 2016. № 14. С. 488–490. [Электронный ресурс] https://moluch.ru/archive/118/32730/ (дата обращения 04.11.2018).