Ил. 1. И. Никитин. Портрет Петра I на фоне морского сражения. 1715

Ил. 1. И. Никитин. Портрет Петра I на фоне морского сражения. 1715

Ил. 2. П. Д. Мартен Младший. Битва при Полтаве. 1726

Ил. 2. П. Д. Мартен Младший. Битва при Полтаве. 1726

Ил. 3. Неизвестный художник (по оригиналу Ж. М. Натье). Портрет императрицы Екатерины I. Конец XVIII в.

Ил. 3. Неизвестный художник (по оригиналу Ж. М. Натье). Портрет императрицы Екатерины I
Конец XVIII в.

Ил. 4. Екатерининский дворец. Янтарная комната. 2003

Ил. 4. Екатерининский дворец. Янтарная комната. 2003

Ил. 5. Неизвестный художник (по оригиналу И. К. Мерка). Гренадер Свирид Редиванов. Первая четверть XIX в.

Ил. 5. Неизвестный художник (по оригиналу И. К. Мерка). Гренадер Свирид Редиванов
Первая четверть XIX в.

30 августа (10 сентября) 1721 г. подписанием Ништадтского мирного договора завершилась Северная война, окончательно утвердившая прочное положение России в ряду самых крупных европейских государств. Торжества в ознаменование победы над Швецией продолжались несколько месяцев.

Ключевым событием в ходе празднований, подготовленным многими внешнеполитическими событиями предшествующего десятилетия, тщательно продуманным и организованным соратниками Петра I (ил. 1)1 , стало богослужение в Троицком (Троице-Петровском) соборе Санкт-Петербурга 22 октября (2 ноября) 1721 г., после которого состоялось объявление Петра I императором России. «Сначала прочитан был мирный трактат, потом архиепископ псковский изрек поучение, вслед за тем канцлер Головкин проговорил государю речь, после которой все бывшие тут сенаторы воскликнули: “Виват, виват, Петр Великий, отец отечествия, император Всероссийский!”. Обильная пальба из петербургской крепости, адмиралтейства, судов, стрельба из ружей, производимая 23 полками, все возвещало всеобщую радость. Петр говорил: “Зело желаю, чтоб наш весь народ прямо узнал, что Господь прошедшею войною и заключением мира нам сделал. Надлежит Бога всей крепостью благодарить; однако, надеясь на мир, не ослабевать в воинском деле, дабы с нами не так сталось, как с монархией греческой. Надлежит трудиться о пользе и прибытке общем, который нам Бог кладет перед очами как внутрь, так и во вне, отчего облегчен будет народ”. Торжественный праздничный обед устроен был в здании сената; к обеду приглашенных было до тысячи персон. По окончании стола был бал, продолжавшийся до ночи, а ночью фейерверк, изображавший храм Януса, из которого появился бог Янус с лавровым венком и масличной ветвью; из крепости дана была тысяча выстрелов, и вся Нева иллюминована была потешными огнями. Царский пир окончился в три часа ночи “обношением всех гостей преизрядным токайским”. Для простого народа устроены были два фонтана, из которых лилось белое и красное вино»2.

Стремление утвердить императорский титул монарха проявилось в русском обществе задолго до 1721 г. Желание Петра сделать Россию неотъемлемой частью западного мира и провозгласить империей было хорошо известно и в Европе. Не случайно на одном из самых известных портретов, исполненных в 1698 г. во время пребывания Великого посольства в Лондоне, рядом с фигурой молодого царя художник, предвосхищая события 1721 г., изобразил императорскую корону европейского образца, красноречиво говорящую о статусе портретируемого и его амбициозных планах. [ПОРТРЕТ ПЕТРА I] Поворотным пунктом в становлении России как империи на международной арене стала Полтавская победа 1709 г. (ил. 2). Последовавшие за ней военные успехи в Прибалтике и на Карельском перешейке окончательно обезопасили положение недавно заложенной новой российской столицы — Санкт-Петербурга и стимулировали развернувшееся в последующие десятилетия в окрестностях города строительство дворцов знати и приближенных монарха.

В июне 1710 г. Петр I лично принимал капитуляцию Выборга, после чего самодержец отправился в Санкт-Петербург на фрегате, доставившем в новый престольный город шведские знамена. Торжества по случаю этой победы продолжались до начала июля, Петр I и Екатерина Алексеевна (ил. 3) все эти дни были неразлучны, совершая путешествия на яхтах с красноречивыми именами «Екатерина» и «Любовь»3. В один из дней празднований последовало распоряжение Петра пожаловать своей фаворитке Екатерине Алексеевне Сарскую и Славянскую мызы — земли, ставшие впоследствии царскосельской летней парадной резиденцией для всех российских монархов, а для отдельных представителей династии Романовых — любимым домом.

С именем первого российского императора неразрывно связан один из главных «символов» Царского Села — уникальный по своей художественной отделке интерьер Янтарной комнаты (ил. 4). В 1716 г. Фридрих Вильгельм I подарил русскому царю янтарные панели, украшавшие кабинет в Берлинском дворце прусского короля и вызвавшие восхищение Петра, всегда интересовавшегося произведениями европейского искусства и художественными редкостями. «Король подарил меня изрядным презентом… кабинетом янтарным, о чем давно желали», — писал Петр I об этом событии своей супруге Екатерине Алексеевне4. После доставки янтарных панелей в Северную столицу, в виде ответного подарка прусскому королю, собиравшему «великанов» для своей Потсдамской гвардии, в Берлин были отправлены 55 рослых солдат-гренадеров (ил. 5). Обмен дипломатическими подарками русского и прусского монархов продемонстрировал дружеские отношения между государствами, утвердившиеся на ближайшие два десятилетия. А сам Янтарный кабинет, искусно вписанный архитектором Ф. Растрелли в парадную анфиладу Большого Царскосельского дворца в годы правления любимой дочери Петра I Елизаветы, навсегда связал Царское Село с именем первого императора в отечественной истории.

Т. С. Андреева

1 Агеева О. Г. Титул «император» и понятие «империя» в России  первой четверти XVIII века // Мир истории: Российский электронный журнал. [Электронный ресурс] http://www.historia.ru/1999/05/ageyeva.htm (дата обращения 20.01.2020).
2 Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. [Электронный ресурс] http://magister.msk.ru/library/history/kostomar/kostom46.htm#six (дата обращения 15.01.2020).
3 Ходасевич Г. Д. Метаморфозы царскосельской Клио // Царское Село на перекрестке времен и судеб. Ч. II. СПб., 2010. С. 406.
4 Цит. по: Янтарная комната. Взгляд через столетия. Каталог выставки. СПб., 2003. С. 95.