Ил. 1. Э. К. Липгарт. Портрет Николая II. 1890-е

Ил. 1. Э. К. Липгарт. Портрет Николая II. 1890-е

Ил. 3.   Великий князь Александр Александрович с супругой Марией Фёдоровной и детьми. Около 1890

Ил. 3. Великий князь Александр Александрович с супругой Марией Фёдоровной
и детьми. Около 1890

Великий князь Николай Александрович, первенец великокняжеской четы Александра Александровича (будущего императора Александра III) и Марии Фёдоровны (урожденной датской принцессы Дагмар) и будущий император Николай II (ил. 1), родился 6 мая 1868 г. в Александровском дворце в Царском Селе (ил. 2). Об этом радостном событии, произошедшем в присутствии императора Александра II и императрицы Марии Александровны, молодой отец запишет в дневнике: «Наконец в 3 пришла последняя минута и все страдания прекратились разом. Бог послал нам сына, которого мы назвали Николаем. Что за радость была, это нельзя себе представить, я бросился обнимать мою душку жену, которая разом повеселела и была счастлива ужасно. Я плакал как дитя, и так было легко на душе и приятно. Обнялись с Папа и Мама от души»1.

Ил. 2. А. В. Трескин. Александровский дворец. 1920–1930

Ил. 2. А. В. Трескин. Александровский дворец. 1920–1930

Две недели спустя в церкви Воскресения Христова Большого Царскосельского дворца с особенной торжественностью прошла церемония крещения будущего императора Николая II. «При церемониальном шествии через все залы Большого Царскосельского дворца, в церковь дворцовую новорожденного несла гофмейстерина Куракина, поддерживаемая с одной стороны Государственным канцлером князем Горчаковым, с другой — фельдмаршалом князем Барятинским <...> Восприемниками были Государь и великая княгиня Елена Павловна, а, кроме того, заочными — королева и наследный принц Датские»2.

Детские годы Николая (ил. 3) проходили в петербургском Аничковом дворце. Он «...получил воспитание, какое обыкновенно давала среда, в которой родился и жил он. Оно привило ему привычку, ставшую основным правилом поведения, быть всегда ровным, сдержанным, не проявляя своих чувств. Всегда он был ровен, спокоен. Никто из окружающих не видел его гнева. Он любил книгу и много читал по общественным наукам, по истории. Он был очень прост и скромен в своих личных привычках, потребностях. <...> Воспитанный в условиях простоты жизненного уклада, он с давних лет привык отдавать свой досуг, если не занимался чтением, физическому труду»3.

Несколько месяцев в году семья наследника Александра Александровича проводила в Александровском дворце, вплоть до 1881 г. — трагической гибели Александра II, оставшейся в памяти юного великого князя на всю жизнь, и, вероятно, сыгравшей свою роль в отношении Николая II к либеральным настроениям в современном ему обществе4.

После восшествия на престол Александра III, с одной стороны, опасаясь террористических нападений, с другой — пытаясь забыть семейную драму, связанную с Е. М. Долгорукой (светлейшей княгиней Юрьевской), молодая императорская семья перестала бывать в Царском Селе. Однако уже первые дни своей жизни в новом статусе императора и мужа Николай II (ил. 4) проведет в стенах Александровского дворца, о чем он запишет в дневнике: «Словами не описать, что за блаженство жить вдвоем в таком хорошем месте как Царское!»5.

Александра Фёдоровна обустроит для своей семьи восточный флигель Александровского дворца (ил. 5, 6), а сама жизнь наполнит эти интерьеры предметами не столько ценными в художественном отношении, сколько дорогими для членов императорской семьи. «<...> личность самой императрицы ясно видна в ее комнатах, красивой коллекции древних крестов, в картинах на стенах — замечательном «Благовещении» Нестерова, в сиреневой комнате, утонченной по колориту, в акварелях гессенских и английских пейзажей, которые она знала и любила, в красивых безделушках и фарфоре на столах — все они были выбраны ею самою или подарены теми, кого она любила или кто знал ее вкус»6.

В память об уникальной коллекции мемориальных предметов из последнего дома семьи Романовых в Александровском дворце в 2008 г. потомком знаменитого ювелира Карла Фаберже — Тео — было создано [ПАСХАЛЬНОЕ ЯЙЦО «ЦАРСКОЕ СЕЛО»].

Ил. 4. П. А. Зичи. Бракосочетание Николая II и Александры Фёдоровны 14 ноября 1894 г. Сцены торжества. 1897

Ил. 4. М. А. Зичи. Бракосочетание Николая II и Александры Фёдоровны 14 ноября 1894 г. Сцены торжества. 1897

Ил. 5. Николай II в Мавританской уборной. 1900-е

Ил. 5. Николай II в Мавританской «Уборной». 1900-е

Ил. 6. Александра Фёдоровна в Кленовой гостиной. 1900-е

Ил. 6. Александра Фёдоровна в Кленовой гостиной. 1900-е

Ил. 7. Великие княжны Ольга и Татьяна. Около 1898

Ил. 7. Великие княжны Ольга и Татьяна. Около 1898

В Александровском дворце у императорской четы родилась первая дочь Ольга (ил. 7), здесь протекала повседневная жизнь Николая II, Александры Фёдоровны, их детей и ближайшего окружения (ил. 8). «<...> зажигались огни в гардеробной Императора ранее восьми часов утра. После стакана чаю, по русской моде, и булочки, он выходил на короткую пробежку в парк со своими колли, чистокровными собаками, которые жили в специальных собачьих домиках и их никогда не впускали внутрь дворца. Император был очень закаленным: только в самые холодные дни он надевал шинель, а обычно выходил в военной форме с одним вязаным шерстяным свитером под ней. Форму он носил всегда — гражданскую одежду ненавидел. После пробежки он шел в комнату Императрицы, и незадолго до десяти начинался его рабочий день. Сначала он беседовал с главой Императорской свиты, с кем просматривал список своих дел. Ровно в десять он начинал аудиенцию с министрами. Каждого он принимал отдельно, и каждый приносил огромный портфель со стопками бумаг, которые Император тщательно просматривал позднее. <...> У Николая II не было личного секретаря, и он выполнял всю работу сам, даже запечатывал государственные документы перед тем, как их отдать. Ни одной бумаги не оставалось лежать на столе Его Величества — они прочитывались и возвращались без задержки. <...> Каждую среду придворные экипажи один за другим подъезжали к «Первому» подъезду, и из них выходили высшие чиновники, губернские управляющие, военные и морские офицеры, кому Император давал аудиенцию. Все это заполняло день до обеда, когда точно в час дня он приходил в комнаты Императрицы. Дежурный флигель-адъютант всегда приглашался на обед <...> После этого Их Величества разговаривали со своими гостями до половины третьего, когда Император на полчаса уходил для работы или аудиенций в свой кабинет — перед своей ежедневной прогулкой, которая продолжалась с трех до четырех часов. <...> В четыре часа снова начиналась работа. В пять часов он пил чай с Императрицей и детьми. В этот час приглашались члены Императорской семьи и самые близкие друзья. От шести до восьми часов снова приходили министры. После ужина в восемь часов он работал до вечернего чая. В добавление к такой нагруженной дневной программе проходили смотры, общественные встречи и случайные официальные дела, которые забирали часы, отведенные для работы, и которые приходилось наверстывать»7 (ил. 9).

Ил. 8. Император Николай II, великая княгиня Ольга Александровна, великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, А. Вырубова и офицер охраны на прогулке в Александровском парке. 1912–1913

Ил. 8. Император Николай II, великая княгиня Ольга Александровна, великие княжны
Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, А. А. Вырубова и офицер охраны на прогулке в Александровском парке. 1912–1913

Ил. 9. Николай II на балконе Александровского дворца. 1910-е

Ил. 9. Николай II на балконе Александровского дворца. 1910-е

Ил. 10. Император Николай II и императрица Александра Фёдоровна на параде перед Александровским дворцом в честь основания Собственного Его Императорского Величества Конвоя. 1904

Ил. 10. Император Николай II и императрица Александра Фёдоровна на параде перед Александровским дворцом в честь основания Собственного Его Императорского
Величества Конвоя. 1904

Ил. 11. Николай II на работах по заготовке дров в Александровском парке Май-июль 1917

Ил. 11. Николай II на работах по заготовке дров в Александровском парке
Май-июль 1917

Ил. 12. Экскурсанты перед Александровским дворцом. 1920–1930-е

Ил. 12. Экскурсанты перед Александровским дворцом. 1920–1930-е

Ил. 13. Император Николай II, императрица Александра Фёдоровна и наследник цесаревич Алексей на балконе Александровского дворца. 1913–1915

Ил. 13. Император Николай II, императрица Александра Фёдоровна и наследник
цесаревич Алексей на балконе Александровского дворца. 1913–1915

В начале ХХ в. в Царское Село с официальными и частными визитами приезжали главы иностранных государств, русские и европейские родственники Николая II и Александры Фёдоровны; здесь прошли последние годы царствования Николая II (ил. 10) и первые месяцы его ареста (ил. 11).

Личности российских монархов, их суждения, поступки и принятые ими решения всегда были предметом пристального внимания современников и последующей оценки историков. Всесторонняя картина царствования и объективная оценка последнего российского императора даже сегодня, спустя более века, продолжает дополняться и пересматриваться специалистами.

На годы правления Николая II выпали период небывалого экономического развития России, заложенного реформами Александра II8, и вместе с тем — катастрофическое поражение в Русско-японской войне, тяготы Первой мировой войны, раскол между представителями дома Романовых и нарастание противоречий в социально-политической жизни страны, обернувшиеся падением в 1917 г. одной из старейших европейских монархий и началом совершенно нового этапа в развитии российского государства. Все это сыграло значительную роль в составлении представления об императоре Николае II в советском обществе, кругах русской эмиграции и отечественных исследованиях 1960–1980-х гг.9

Мемориальные коллекции предметов и архивных документов, принадлежавшие последним Романовым и до 1917 г. находившиеся в императорских дворцах Санкт-Петербурга и его пригородов, за годы советской власти передавались в архивы, перераспределялись между различными музейными собраниями, отдельные раритеты изымались для последующей продажи10, разрушая целостную картину эпохи правления Николая II и его личности. Целенаправленная политика властей, осуществлявшая постепенное закрытие музейных экспозиций в резиденциях последних Романовых, к концу 1930-х гг. привела к тому, что как историко-бытовой музей, рассказывающий о жизни последней императорской семьи, существовала только одна экспозиция — в Александровском дворце (ил. 12). Продолжением наметившейся тенденции стал тот факт, что после окончания Великой Отечественной войны музей в стенах Александровского дворца не был восстановлен, несмотря на относительно хорошую сохранность здания после оккупации и возвращение из эвакуации предметов из исторической коллекции этого памятника.

Только коренные изменения в государственном устройстве России, произошедшие в начале 1990-х гг., и последовавшие за этим демократизация общественной жизни, открытие архивов и спецхранов, публикация ранее засекреченных документов, — вновь привлекли внимание профессиональных историков и широкой общественности к персоне последнего российского императора и членов его семьи (ил. 13).

Т. С. Андреева

1 Цит. по: Зимин И. В. Александровский дворец в Царском Селе. Люди и стены. 1796-1917. Повседневная жизнь Российского императорского двора. М., 2015. С. 187.
2 Милютин Д. А. Воспоминания. 1868–1873. М., 2006. С. 51.
3 Соколов Н. А. Убийство царской семьи. М., 1990. С. 75.
4 «Мы с братом были на обеде в Аничковом дворце, — рассказывал он, — когда вбежал испуганный слуга. „Несчастье случилось с Императором, — сказал он. — Цесаревич (Александр III) распорядился, чтобы Великий Князь Николай Александрович немедленно отправился в Зимний дворец. Пусть воспользуется любой возможностью. Нельзя терять времени“. Генерал Данилович и я с моим братом поспешили вниз и схватили дворцовую карету, которая кого-то ждала. На предельной скорости мы понеслись по Невскому в Зимний дворец. Когда поднимались по ступеням, то я видел повсюду бледные лица людей. На ковре были темно-красные пятна. Мой дедушка истекал кровью от ужасных ран, когда его несли наверх. В его кабинете я нашел моих родителей. У окна стояли тети и дяди. Никто не разговаривал. Мой дедушка лежал на узкой походной койке, на которой он всегда спал. Он был покрыт военной шинелью, которую всегда носил. Его лицо было смертельно бледным. На нем повсюду были раны. Его глаза были закрыты. Мой отец подвел меня к кровати. „Папа, — сказал он, повысив голос, — твое солнышко здесь“. Я увидел, как дрогнуло его веко. Голубые глаза дедушки открылись, и он попытался улыбнуться. Он пошевелил пальцем, но был не в состоянии поднять руку или сказать хоть слово, которое ему хотелось произнести, но он меня узнал. Подошел отец Бажанов и совершил последнее таинство. Мы все пали на колени, и Император скончался» (цит. по: Буксгевден С. К. Жизнь и трагедия Александры Фёдоровны, императрицы России. М., 2012. С. 727).
5 Дневник императора Николая II. М., 1991. С. 50.
6 Буксгевден С. К. Жизнь и трагедия Александры Фёдоровны, императрицы России. М., 2012. С. 74.
7 Там же. С. 717–719.
8 Мосягин А. Г. Золото Российской империи и большевики. 1917–1922. М., 2021. Т. 1. С. 12–22.
9 Архив новейшей истории России. Серия «Публикации». Т. 3. Скорбный путь Романовых (1917–1918 гг.). Гибель царской семьи. Сборник документов и материалов. М., 2001. С. 7.
10 Ботт И. К. Изъятия предметов из детскосельских дворцов-музеев в 1920–1930-х гг. // Город Пушкин. Дворцы и люди. СПб., 2015. С. 23-45; Кучумов М. А. Статьи. Воспоминания. Письма. СПб., 2004. С. 49-57; Онегин Н. С. Музеефикация комнат Николая II в Зимнем дворце как культурно-политический проект 1920-х гг. // Человек и культура. 2018. № 3. С. 43-51 [Электронный ресурс] https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=26643 (дата обращения 01.03.21 г.)