Кокарда персонала Царскосельской
железной дороги

Россия, Санкт-Петербург
1890 – 1900-е
Металл; штамповка
4,8 х 5,0
Приобретение, 2010
Инв. № ЕД-2479-II

Пряжка ременная чинов Царскосельской
железной дороги

Россия, Санкт-Петербург
1890 – 1900-е
Латунь; штамповка
7,6 х 4,9
Приобретение, 2010
Инв. № ЕД-2918-II

Ил. 1. Обер-кондуктор и кондукторы Владикавказской железной дороги До 1879

Ил. 1. Обер-кондуктор и кондукторы Владикавказской железной дороги До 1879

Кокарда персонала Царскосельской железной дороги Пряжка ременная чинов Царскосельской железной дороги

В октябре 1837 г. состоялось торжественное открытие первой железной дороги в Российской империи от Санкт-Петербурга до Царского Села. Служащие железной дороги были одеты в особую форму, которую выписали из-за границы.

Преимущества железнодорожного транспорта для развития экономики страны и повышения ее обороноспособности были очевидны. Однако к началу царствования императора Александра II в России действовало только четыре ветки. Так как казна России была обескровлена Крымской войной, правительство было вынуждено привлечь к строительству железных дорог частный капитал. 3а период 1861–1873 гг. было основано 53 акционерных железнодорожных общества и каждое общество вводило свою форму для служащих (ил. 1). В 1879 г. Министерство путей сообщения ввело единую для всех железнодорожников форму. Служащие различных направлений отличались друг от друга кокардами на фуражках и пряжками на поясном ремне. На них первыми буквами, или сокращениями названия железной дороги наносилась оригинальная шифровка.

А. С. Рогатнев