Ил. 1. Э. К. Липгарт. Портрет императора Николая II. 1900
Россия, Санкт-Петербург
1900 – 1901
Кожа, тиснение; картон, бумага, альбуминовые отпечатки
38,0 х 50,0 х 8,0 (альбом)
22,0 х 28,0 (каждая фотография)
37,0 х 48,0 (паспарту)
Приобретение, 1999
Инв. № 147/1-21-XVII
Ил. 1. Э. К. Липгарт. Портрет императора Николая II. 1900
20 фотографий в паспарту объединены в альбом коричневой кожи с полихромным тиснением. На верхней крышке тиснением: «Сооруженiе / ИМПЕРАТОРСКАГО ПУТИ / между / С.Петербургомъ и Царскимъ Селомъ». Слева тисненый вензель из стилизованных букв А и Е; под ним дата: «1900 / 1901». Под датой герб в виде скрещенных топора и якоря (эмблема Российского железнодорожного ведомства). По краям тисненый орнамент в виде стилизованных цветов тигровой лилии.
На обороте верхнего форзаца в правом верхнем углу в овале клеймо под гербом: «А. ПЕТЕРСЕНЪ. С.Петербургъ. Демидовъ пер. № 9.»
На каждой фотографии в левом нижнем углу тиснением: «M. Bielavsky».
Значительное событие в жизни Санкт-Петербурга и Царского Села запечатлено в альбоме «Сооружение Императорского пути между Санкт-Петербургом и Царским Селом».
В январе 1900 г. император Николай II (ил. 1) издал указ о создании при Министерстве путей сообщения специальной комиссии для организации строительства третьего железнодорожного пути. Работы выполняла частная компания — Общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Дорога строилась два года и была сдана в декабре 1902-го. Третий путь получил название «Императорский».
Фотограф М. К. Белявский был приглашен для осуществления фотосъемки в процессе проведения строительных работ. По окончании работ было выпущено 20 роскошных подарочных альбомов, из которых первый экземпляр члены правления Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги торжественно вручили императору Николаю II.
По третьему пути было разрешено движение только императорских поездов. За охрану, эксплуатацию и ремонт дороги отвечал 1-й железнодорожный батальон, 2 октября 1909 г. переформированный в полк. На ряде фотографий видно, что каждый мост и каждую стрелку охраняют солдаты батальона. Отдельный снимок изображает здание казарм для их проживания.
В альбоме с документальной точностью зафиксированы этапы строительства железнодорожной ветки, начиная от земляных работ и заканчивая возведением и отделкой Императорского павильона на Витебском вокзале у существовавшего тогда Введенского канала. Фотографии, изображающие павильон, построенный в 1900–1901 гг. С. А. Бржозовским, представляют особый интерес. Снимки интерьеров этого здания выполнены с несомненным вкусом и знанием перспективы.
В. Ф. Плауде