М. К. Белявский
Альбом «Сооружение Императорского пути
между Санкт-Петербургом
и Царским Селом»

Россия, Санкт-Петербург
1900 – 1901
Кожа, тиснение; картон, бумага, альбуминовые отпечатки
38,0 х 50,0 х 8,0 (альбом)
22,0 х 28,0 (каждая фотография)
37,0 х 48,0 (паспарту)
Приобретение, 1999
Инв. № 147/1-21-XVII

Ил. 1. Э. К. Липгарт. Портрет императора Николая II. 1900

Ил. 1. Э. К. Липгарт. Портрет императора Николая II. 1900

М. К. Белявский Альбом М. К. Белявский Альбом М. К. Белявский Альбом М. К. Белявский Альбом М. К. Белявский Альбом М. К. Белявский Альбом М. К. Белявский Альбом М. К. Белявский Альбом М. К. Белявский Альбом М. К. Белявский Альбом М. К. Белявский Альбом М. К. Белявский Альбом М. К. Белявский Альбом М. К. Белявский Альбом М. К. Белявский Альбом М. К. Белявский Альбом М. К. Белявский Альбом М. К. Белявский Альбом М. К. Белявский Альбом М. К. Белявский Альбом М. К. Белявский Альбом

20 фотографий в паспарту объединены в альбом коричневой кожи с полихромным тиснением. На верхней крышке тиснением: «Сооруженiе / ИМПЕРАТОРСКАГО ПУТИ / между / С.Петербургомъ и Царскимъ Селомъ». Слева тисненый вензель из стилизованных букв А и Е; под ним дата: «1900 / 1901». Под датой герб в виде скрещенных топора и якоря (эмблема Российского железнодорожного ведомства). По краям тисненый орнамент в виде стилизованных цветов тигровой лилии.
На обороте верхнего форзаца в правом верхнем углу в овале клеймо под гербом: «А. ПЕТЕРСЕНЪ. С.Петербургъ. Демидовъ пер. № 9.»
На каждой фотографии в левом нижнем углу тиснением: «M. Bielavsky».

Значительное событие в жизни Санкт-Петербурга и Царского Села запечатлено в альбоме «Сооружение Императорского пути между Санкт-Петербургом и Царским Селом».

В январе 1900 г. император Николай II (ил. 1) издал указ о создании при Министерстве путей сообщения специальной комиссии для организации строительства третьего железнодорожного пути. Работы выполняла частная компания — Общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Дорога строилась два года и была сдана в декабре 1902-го. Третий путь получил название «Императорский».

Фотограф М. К. Белявский был приглашен для осуществления фотосъемки в процессе проведения строительных работ. По окончании работ было выпущено 20 роскошных подарочных альбомов, из которых первый экземпляр члены правления Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги торжественно вручили императору Николаю II.

По третьему пути было разрешено движение только императорских поездов. За охрану, эксплуатацию и ремонт дороги отвечал 1-й железнодорожный батальон, 2 октября 1909 г. переформированный в полк. На ряде фотографий видно, что каждый мост и каждую стрелку охраняют солдаты батальона. Отдельный снимок изображает здание казарм для их проживания.

В альбоме с документальной точностью зафиксированы этапы строительства железнодорожной ветки, начиная от земляных работ и заканчивая возведением и отделкой Императорского павильона на Витебском вокзале у существовавшего тогда Введенского канала. Фотографии, изображающие павильон, построенный в 1900–1901 гг. С. А. Бржозовским, представляют особый интерес. Снимки интерьеров этого здания выполнены с несомненным вкусом и знанием перспективы.

В. Ф. Плауде