Проект
трамвайного вагона для Царскосельской городской дороги

Неизвестный художник
Россия. 1900-е
Бумага; тушь, акварель, рисунок. 38,0×24,0
В картонной раме
Историческая коллекция
Инв. ЕД-331-XI

В Царском Селе к 30000 основного населения летом прибавлялись многочисленные высокопоставленные дачники и гости. Районы Софии, Парковой улицы, Павловского шоссе располагались достаточно далеко от центра, как и различные здравницы, приюты, больницы, посещавшиеся жителями Петрограда. Для удобства проезда по городу, для осмотра его достопримечательностей было задумано создание трамвайного парка. Проект не был осуществлен и остался на бумаге.

Трамвайный вагон предлагалось сделать прямоугольным; под крышей вагона, сбоку надпись: «Царско-сельская линия трамвая»; трамвай должен был иметь четыре окна, две площадки, закрывающиеся ажурной решеткой с надписью: «вход воспрещен» — передняя и задняя площадки с колоколами-звонками и колесом регулировки предназначались для вагоновожатого; в центре на стене вагона желтый круг с гербом Санкт-Петербурга и щитом с инициалом Е под короной.

Начавшаяся в 1914 г. война помешала осуществлению этого интересного перспективного и до сих пор актуального проекта.

Л. В. Бардовская

Проект форм для трамвайных служителей
на Царскосельской г ородской дороге

Россия. 1900-е
Бумага; тушь, акварель, рисунок. 32,0×24,0
Историческая коллекция
Инв. № ЕД-333-XI

Обслуживание пассажиров должен был осуществлять штат трамвайных служителей, прошедших соответствующую подготовку и имевших необходимую квалификацию. Для них была разработана специальная форма, включавшая нагрудную бляху, сумку, мундир. Эта форма представлена художником в виде варианта: три мужских фигуры в серой форме с синими околышами: слева машинист с бляхой «№ 2» на груди; контролер в костюме, на груди бляха «№ 2»; обходчик с флажком в руке и бляхой «№ 3».

Л. В. Бардовская

Проект трамвайного вагона для Царскосельской городской дороги Проект трамвайного вагона для Царскосельской городской дороги