Афиша «Царскосельская юбилейная
выставка. 1710–1910.
10 августа – 26 сентября 1911 г»

В. Я. Лангваген
Санкт-Петербург, Автолитография
Г. Де-Кельш. 1911
Бумага; хромолитография. 62, 0×83,0
Справа внизу: Лангваген
Дар Л. В. Бардовской, 2020

Ил. 1. В. Я. Лангваген. Начало ХХ в.

Ил. 1. В. Я. Лангваген. Начало ХХ в.

Ил. 2. Особняк В. П. Кочубея (г. Пушкин, ул. Радищева, д. 4). 2016

Ил. 2. Особняк В. П. Кочубея (г. Пушкин, ул. Радищева, д. 4). 2016

Ил. 3. Павильон «Охота и спорт» на Царскосельской Юбилейной выставке. 1911

Ил. 3. Павильон «Охота и спорт» на Царскосельской Юбилейной выставке 1911

Ил. 4. Г. Н. Горелов. Вид Федоровского городка. Панорама. 1916

Ил. 4. Г. Н. Горелов. Вид Федоровского городка. Панорама. 1916

Ил. 5. Г. Н. Горелов. Вид Феодоровского собора. 1916

Ил. 5. Г. Н. Горелов. Вид Феодоровского собора. 1916

Афиша «Царскосельская юбилейная выставка. 1710–1910. 10 августа – 26 сентября 1911 г»

Владимир Яковлевич Лангваген (1880–1943) (ил. 1), гражданский инженер, родился в Пинском уезде Минской губ. в семье чиновника почтово-телеграфного ведомства. В 1909 г. окончил Пинское реальное училище, затем Петербургский Институт гражданских инженеров императора Николая I. Его архитектурные проекты были отмечены золотой медалью. Завершив обучение, уехал на родину, а в 1911 г. был причислен к технико-строительному комитету Министерства внутренних дел и принят на службу в Царскосельское дворцовое управление на должность инженера по дорожной части. Лангваген и строил в Царском Селе частные особняки, дачи, усадьбы. (ил. 2) За экспериментальное мощение мостовой по новой технологии был награжден Николаем II.

Одной из малоизвестных его работ явилась афиша к юбилейной выставке, посвященной 200-летию Царского Села, которое отмечалось в 1910 г. Благодаря покровительству Николая II, выставка получила статус Всероссийской и проводилась с 10 августа по 5 октября 1911 г. На ней демонстрировались достижения в области сельского хозяйства, промышленности, образования, торговли, благотворительности, охоты, спорта. (ил. 3) В экспозиции, развернутой в павильонах парка, нашли отражение история дворцов и города.

После революции 1917 г. В. Я. Лангваген продолжал жить и работать в Детском Селе. Он был востребованным специалистом, и его деятельность прослеживается вплоть до 1926 г. Позднее, в 1930-х гг. он преподавал в Детскосельском отделении сельскохозяйственного института, работал в различных трестах зеленых насаждений и дорог Ленсовета. Скончался в мае 1943 г. в блокадном Ленинграде; похоронен на лютеранском участке Волковского кладбища.

В дни Юбилейной выставки к 200-летию Царского Села была развернута грандиозная экспозиция в парковых павильонах. Инженер В. Я. Лангваген, только принятый на государеву службу, создал афишу выставки. Он сделал попытку совместить в рисунке исторические образы прошлого с настоящим и будущим: на фоне силуэта Камероновой галереи в вечернем небе летят самолеты. Главная экспозиция размещалась на Камероновой галерее и включала несколько разделов. Выставка была призвана показать уровень развития России в области искусства, образования, медицины, быта, промышленности и сельского хозяйства. В павильонах царской летней резиденции экспонировались новинки техники: холодильники, электрические установки, осветительные и медицинские приборы и другие достижения техники. Выставка проходила на фоне старинных дворцов, рядом с которыми начинали возводиться здания в любимом Николаем II «русском стиле» в духе архитектуры времен первых Романовых. В них стилизация сочеталась с применением новейших материалов и инженерных решений. (ил. 4, 5) Посетители выставки, вдохновленные увиденным, мечтали о будущем города. Один из них писал в газете «Царскосельское дело» (№ 28, 1910): "Итак, с 25 июля 1910 г. наш чудный город вступил в 201-ый год своего существования... До следующего 300-летнего юбилея не дожить даже нашим детям, и лишь правнуки будут приветствовать его наступление. Остановимся несколько на дерзновенной мысли загадать, что будет в 2010 году? Не надо быть большим пророком, чтобы предвидеть, что Царское Село сольется с Павловском и втянет в себя все соседние, близлежащие деревни Кузьмино, Александровка, Новая деревня, Тярлево, Белозерки, Комиссаровка, Аракчеевка и пр. Вспомним, какое множество открытий и изобретений принесли нам последние годы, отсюда мы можем с уверенностью утверждать, что жизнь наших дальних потомков будет происходить при обстоятельствах далеко непохожих на наши. Весьма вероятно, что вследствие постепенно смягчающегося климата, Петербург останется скованным льдом на 1–2 месяца, но в 2010 г. уже не будет недостатка в таких технических средствах, которые дали бы возможность побороть и это сравнительно кратковременное сокращение навигации. Значение Петербурга будет поддержано рельсовой линией, проведенной из нового незамерзающего северного порта, ...который сделается начальным пунктом Великой Транс-Российской железной дороги с двумя разветвлениями: одно на далекий Юг, а другое на далекий Восток. Столь знакомые нам локомотивы отойдут в область преданий, и по рельсам побегут электровозы. Конное движение будет вытеснено механическими двигателями, а лошади останутся в мелких сельских хозяйствах. Автомобили и автобусы, собирающие в наши дни толпы зевак, никого больше удивлять не станут, ибо войдут в обыденную жизнь. Высоко над Царским Селом едва заметными точками поплывут правильными рейсами воздушные дилижансы по таким трактам: Петербург — Берлин, Париж и Лондон, Петербург — Константинополь, Петербург — Пекин, Петербург — Калькута. Пониже к земной поверхности в слоях атмосферы забороздят воздух бесчисленные аэропланы, конструкции которых будут настолько же совершеннее теперешних аппаратов, насколько современный бициклет не похож на своего уродливого прототипа — быстрокат 1814 г., изобретенный бароном Драйзом".

Л. В. Бардовская