Книга Акафист трем святителям
Василию Великому, Григорию Богослову
и Иоанну Златоустому

– СПб. : Синод. тип., 1910. – 48 с.: ил.

Бумага, картон, ткань; печать типографская, тиснение золотое
24,5 х 17,0 х 1,8

На форзаце приклеен ярлык с надписью: Александр. / дворец / Пол. насл-ка / Классная / № 747; на обороте титульного листа дарственная надпись: Его Императорскому Высчеству (sic!) Великому Князю Наслhднику Цесаревичу Алексhю Николаевичу Донскому и всемh казачiимh войскh Атаману отh Вhрноподданнаго издателя сей книги Константина Семерникова Настоятеля общежительной пустыни Св. Иоанна Златоуста на св. горh Афонской вh м.[естности] Иверскаго монастыря. В книгу вложен лист объявления об истории создания и об условиях продажи Акафиста.

Историческая коллекция
Инв. № ЕД-7423-XIV

Ил.1. Ю. М. Непринцев. Классная комната наследника цесаревича Алексея в Александровском дворце. 1931

Ил. 1. Ю. М. Непринцев. Классная комната наследника цесаревича Алексея в Александровском дворце. 1931

Ил. 2. Наследник цесаревич Алексей 1914

Ил. 2. Наследник цесаревич Алексей 1914

Ил. 3. Иеросхимонах Константин (К. В. Семерников). Начало ХХ в.

Ил. 3. Иеросхимонах Константин (К. В. Семерников). Начало ХХ в.

Ил. 4. Семья Николая II. 1912

Ил. 4. Семья Николая II. 1912

Акафист трем святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоустому Акафист трем святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоустому Акафист трем святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоустому Акафист трем святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоустому

Акафист — это один из многочисленных видов церковных гимнов. Дошедшее к нам из Греции слово «Ο Ακάθιστος Ύμνος» происходит от местного слова «akathistos», где «а» — это отрицание, а «kathizo» — сидеть. Его также называют «неседальным гимном», потому что исполнять его принято стоя.

Переплет книги обтянут фиолетовым бархатным вельветом, на верхней сторонке рельефное золоченое изображение креста. Сохранившаяся этикетка Александровского дворца свидетельствует о том, что книга находилась в Классной комнате наследника (ил. 1): «Александр.[овский] / дворец / Пол.[овина] насл[едни]-ка / Классная / № 747». Мемориальных вещей цесаревича Алексея сохранилось крайне мало, поэтому эта книга представляет большую историческую ценность.

«Акафист трем святителям», принадлежавший наследнику цесаревичу Алексею Николаевичу, приобретен музеем в 2015 г. на американском аукционе «Jackson's Auction». Молитвенник покинул Александровский дворец-музей после закрытия в 1931 г. экспозиции Детской половины, когда книги, игрушки и мебель из комнат великих княжон и наследника были переданы в различные библиотеки, музеи и детские учреждения; а иконы, пасхальные яйца, образки и другие ценные предметы — в Госфонд для последующей продажи.

Семье императора Николая II было присуще особое благочестие. Будучи и без того очень набожными, после известия о неизлечимой болезни наследника родители со всей страстью обратились к православной вере, возложив на Бога все надежды на спасение ребенка. Среди книг, в большом количестве находившихся в личных апартаментах Александровского дворца, преобладала такая литература как жития святых, святоотеческие труды, литургические и иные книги духовного содержания. В кабинетах, гостиных, спальнях, в учебных комнатах хранились десятки изданий Евангелий, сотни молитвенников, всевозможных описаний монастырей и церквей. Все близкие царевича Алексея отмечали его религиозность. У изголовья его кроватки висело множество иконок. Сохранились в архивах письма цесаревича, в которых он поздравляет родных с религиозными праздниками, в том числе его стихотворение «Христос воскрес!», посланное им бабушке, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. Протопресвитер Г. Шавельский говорил о цесаревиче: «Господь наделил несчастного мальчика прекрасными природными качествами: сильным и быстрым умом, находчивостью, добрым и сострадательным сердцем, очаровательной… простотой; красоте духовной соответствовала и телесная» (ил. 2).

В 1910 г. Иерусалимский Патриарх Дамиан, зная о благочестии наследника, подарил ему на Пасху икону «Воскресение Христово» с частицами камней от Гроба Господня и Голгофы. Тогда же Алексей получил и «Акафист трем святителям» в дар от издателя этой книги — иеросхимонаха Константина Семерникова, старца Иверского монастыря, что на Святой Горе Афон, воина-героя.

Иеросхимонах Константин (в миру Конон Вуколевич Семерников) (ил. 3) происходил из донских казаков. Двадцать лет провел на военной службе, участвовал в Русско-турецкой войне 1877−1878 гг. За свои военные подвиги отец Константин был награжден несколькими орденами, медалями и свидетельством, выданным по Высочайшему повелению.

После окончания войны Семерников едет на Афон и принимает постриг в Иверском монастыре. В 1887 г. он становится настоятелем кельи святителя Иоанна Златоуста в этом монастыре. Все свои денежные средства он употребил на устройство этой обители.

Во время Русско-японской войны отец Константин организовал санитарный отряд из монахов в количестве 53 человек и помогал русским воинам на поле брани.

Его заслуги высоко оценил император: отца Константина награждают медалью на Георгиевской ленте. В 1906 г. он удостаивается быть принятым Николаем II. Вот что пишет газета «Русское государство» от 22 апреля 1906 г.: «Их Величествам Государю Императору и Государыне Императрице Александре Фёдоровне, в Царском Селе, в Александровском дворце, имел счастие представляться настоятель обители св. Иоанна Златоуста на Св. Горе Афоне, действительный пожизненный член российского общества Красного Креста, схимонах Константин Семерников…» (ил. 4). Император лично награждает отца Константина золотым наперсным крестом из своего кабинета. Схимонах был представлен царским детям, в том числе и наследнику. Видимо, это и послужило началом дружбы отца Константина с юным цесаревичем Алексеем.

И. И. Зайцева