А. П. Рокштуль Портрет императора Николая I 1861

Справа сбоку подпись: Рокштуль
На обороте: Portreit Ja Mageste Empereier Nicolas I / peint par Rockstul /
peintre de Ja Mageste 1861
На рамке, на обороте банта: инициалы мастера «СА»
Бумага, акварель, бронза, стекло
13,0 х 10,0 – изображение
20,0 х 14,0 – рамка
Историческая коллекция
Инв. № ЕД-397-Х

Ил. 1. К. А. Ухтомский. Опочивальня Марии Фёдоровны в Большом Царскосельском дворце. Середина XIX в.

Ил. 1. К. А. Ухтомский. Опочивальня Марии Фёдоровны в Большом Царскосельском дворце. Середина XIX в.

Ил. 2. Н. А. Лавров. Портрет императора Александра II в ментике Гусарского Его Императорского Величества полка. 1860

Ил. 2. Н. А. Лавров. Портрет императора Александра II в ментике Гусарского Его Императорского Величества полка. 1860

Ил. 3. Кабинет Александра II в Зубовском флигеле Екатерининского дворца. 1930-е

Ил. 3. Кабинет Александра II в Зубовском флигеле Екатерининского дворца
1930-е

Портрет императора Николая I Портрет императора Николая I Портрет императора Николая I Портрет императора Николая I Портрет императора Николая I Портрет императора Николая I

Будущий император Николай I родился в Царском Селе, в Опочивальне Большого Царскосельского дворца 25 июня 1796 г. (ил. 1). В окна этой комнаты и в настоящее время из аллей парка долетает запах сирени и жасмина, на которые так щедр месяц его рождения.

Царскосельские дворцы были поистине семейным гнездом, связанным как с радостными, так и с печальными событиями его личной жизни.

Николаевская эпоха — 1825–1855 гг. — весьма важный период в истории России, тесно связанный с противоречиями личности ее лидера: сложными, многоплановыми, разнообразными. О семейном счастье и семейных добродетелях мы знаем из переписки, дневников и мемуаров детей супружеской четы.

На смертном одре император Николай I сказал супруге: «Ты всегда была моим ангелом-хранителем, с той самой минуты, как я увидел тебя, и до моего последнего часа»1. Императрица Александра Фёдоровна пережила мужа на пять лет и скончалась в Царском Селе 19 октября 1860 г., когда (по словам А. С. Пушкина) «...роняет лес багряный свой убор, сребрит мороз увянувшее поле...».

В коллекции музея до настоящего времени сохранились акварельные портреты Николая и Александры, заказанные после их смерти старшим сыном — императором Александром II (ил. 2), первенцем и любимцем. Эти скромные миниатюрные портреты являются теплым свидетельством привязанности сына к светлой памяти родителей. Долгое время они находились на столе в Рабочем кабинете Александра II в Зубовском флигеле Большого Царскосельского дворца (ил. 3).

Произведения парные, овальные, помещены в однотипные бронзовые рамки, украшенные сверху бронзовыми лентами, завязанными в пышный бант. Эти камерные, семейные, дорогие для Александра II портреты экспонируются редко, так как техника миниатюры крайне хрупка.

Автор оригинального портрета Николая I — немецкий живописец Франц Крюгер (1797–1857). Портрет императора был исполнен художником в 1852 г., в настоящее время находится в Государственном Эрмитаже (инв. № 7687). Николай I изображен в вицмундире Кавалергардского полка с Георгиевским орденом. В иконографии Николая I этот тип изображения, существующий во множестве повторений, вариантов (менялись лишь мундиры, ордена, фоны) и копий, занимает особое место: именно этот портрет был обязателен для официальных изображений монарха во всех присутственных местах2.

Л. В. Бардовская

1 Цит. по: Николай I. Муж. Отец. Император. М., 2000. С. 540.
2 Совершенно модный живописец. Франц Крюгер в Петербурге // Каталог выставки. СПб., 1997. С. 121.