Ил. 1. А. Рослин, Ф. С. Рокотов. Портрет императрицы Екатерины II. 1776–1777

Ил. 1. А. Рослин, Ф. С. Рокотов. Портрет императрицы Екатерины II. 1776–1777

Ил. 4. Неизвестный художник. Портрет великого князя Константина Павловича. Начало XIX в

Ил. 4. Неизвестный художник. Портрет великого князя Константина Павловича. Начало XIX в.

Ил. 5. Ф. Крюгер. Николай I со свитой. 1840

Ил. 5. Ф. Крюгер. Николай I со свитой. 1840

Ил. 6. О. Верне. Царскосельская карусель. 1843

Ил. 6. О. Верне. Царскосельская карусель. 1843

Ил. 7. К. П. Брюллов. Святая царица Александра, возносящаяся на небо (Портрет великой княгини Александры Николаевны). 1845

Ил. 7. К. П. Брюллов. Святая царица Александра, возносящаяся на небо (Портрет великой княгини Александры Николаевны). 1845

Ил. 9. П. фон Гесс (по оригиналу Ф. Крюгера). Портрет императрицы Александры Фёдоровны. После 1834

Ил. 9. П. фон Гесс (по оригиналу Ф. Крюгера). Портрет императрицы Александры Фёдоровны
После 1834

25 июня 1796 г. мирно спящее Царское Село вздрогнуло от пушечного грома. Это был салют в честь рождения великого князя. Имя ребенку дали особенное, небывалое прежде в царственном доме — в честь святого Николая Мирликийского.

Особенную радость это событие принесло бабушке новорожденного, императрице Екатерине II (ил. 1). Сам Николай I позже вспоминал: «Я родился и думаю, что рождение мое было последним счастливым событием ею испытанным, она желала иметь внука, — я был, говорят, большой и здоровый ребенок, она меня благословила, сказав при этом: "Экий богатырь"»1.

Обряд крещения состоялся в воскресенье, 6 июля. Мимо застывших рослых караульных-преображенцев генеральша Ливен торжественно пронесла в царскосельскую церковь (ил. 2) «высоконоворожденного». Уже из купели мальчика принимал великий князь Александр Павлович (ил. 3). Таково было пожелание Екатерины2. Николай обретал в старшем брате крестного отца, а Александр принимал на себя особую ответственность за своего возможного наследника. Екатерина словно заглядывала в будущее и спешила его приблизить.

Ил. 2. Э. П. Гау. Интерьер церкви Воскресения Христова в Большом Царскосельском дворце. 1860-е

Ил. 2. Э. П. Гау. Интерьер церкви Воскресения Христова в Большом Царскосельском дворце 1860-е

Ил. 3. Неизвестный художник. Портрет великого князя Александра Павловича. Конец XVIII в.

Ил. 3. Неизвестный художник. Портрет великого князя Александра Павловича. Конец XVIII в.

Николай родился за несколько месяцев до вступления великого князя Павла Петровича на престол. Вскоре император Павел обнародует «Акт о престолонаследии», который будет действовать вплоть до 1917 г. Павел постарался разработать четкий механизм передачи власти; наследником престола объявлялся его старший сын, великий князь Александр Павлович, затем мужское потомство последнего, в случае его пресечения преемство переходило ко второму сыну императора Константину Павловичу и его мужскому потомству, и так далее, вплоть до младшего сына Павла Петровича. В 1820 г. Александр I дополнил правила престолонаследия требованием о равнородности брака как необходимом условии для наследования престола. Тогда никто не мог представить, какую важную роль сыграют эти документы в жизни великого князя Николая — он был лишь третьим сыном и его шансы занять престол были ничтожно малы.

16 августа 1823 г. в Царском Селе Александр I подписывает тайный манифест (о нем знали только четыре человека)3, по которому наследником престола становится Николай Павлович. Сам император наследников не оставил, а великий князь Константин (ил. 4) вступил в морганатический брак с польской графиней Грудзинской, чем лишил себя права на престолонаследие. Трудно переоценить значение документа, подписанного в Царском Селе в августе 1823 г.: необнародованный характер этого манифеста косвенно запустит «механизм», который вскоре приведет страну к ситуации междуцарствия 1825 г., а первый же день правления Николая I ознаменуется восстанием на Сенатской площади. Восстание декабристов стало сильнейшим потрясением для Николая I и наложило отпечаток на все 30-летнее правление этого монарха. [ПОРТРЕТ НИКОЛАЯ I]

Результаты его царствования до сих пор вызывают споры среди историков и простых людей, интересующихся историей. Категоричность тех или иных суждений о правлении и личности Николая I порою просто удивительна. Для примера вспомним, на первый взгляд, две совершенно периферийные цитаты о внешности императора. Так, А. И. Герцен, относившийся к Николаю Павловичу с нескрываемым презрением, отказывал ему даже в наличии сердца, а глаза царя язвительно называл «оловянными» или «зимними». Во многом под влиянием А. И. Герцена сформировался утрированный строго отрицательный образ императора — «коронованного барабанщика». Вспомним и другую цитату, слова дочери императора Ольги Николаевны, которая писала, вспоминая взгляд Николая I, который не каждый выдерживал: «Уважение, внушаемое им, исходило главным образом от его взгляда, который могли выдержать только люди с чистой совестью; все искусственное, все наигранное рушилось, и всегда удавалось этому взгляду торжествовать, надо всем ему враждебным» (ил. 5).

«Противники» Николая I наделят его нелицеприятными эпитетами — «Николай Палкин», «жандарм Европы». Вспомнят, что его правление началось с трагических событий на Сенатской площади, что император предпочитал армейские порядки, укажут на то, что при Николае I выросла бюрократия (число чиновников увеличилось в шесть раз!)4, поставят в вину начало войны, которая закончится катастрофой...

«Сторонники» императора столь же категорично и тщательно перечислят успешные стороны его правления и решительно парируют все доводы «противников». Они вспомнят, что императора называли не только «Николай Палкин», но и «Незабвенный» или «Рыцарь на троне» (ил. 6). [ЧЕРНИЛЬНЫЙ ПРИБОР] Справедливо отметят, что когда в конце 1840-х всю Европу сотрясали революционные волнения, избежать беспорядков удалось только Англии, Нидерландам и России. Вспомнят об удачно проведенной денежной реформе, обратят внимание на тот факт, что именно при Николае I в России произойдет промышленный переворот, будут построены первые шоссейные дороги с твердым покрытием, пройдут заседания девяти секретных комитетов по крестьянскому вопросу, а городское население страны вырастет в два раза. Напомнят, что именно при этом императоре начнется строительство железных дорог, первая из которых свяжет столицу империи Санкт-Петербург и памятное для Николая Царское Село.

Николаевская эпоха — необыкновенно интересное и противоречивое время. Время, в котором, на первый взгляд, совершенно парадоксально, а при ближайшем рассмотрении, вполне органично сочетались «чугунный» устав о цензуре 1826 г. и расцвет классической русской литературы. Если русская литература «вышла из гоголевской шинели», то в определенном смысле, многие успехи и достижения русского искусства, ставшие в середине XIX в. совершенным открытием для лучших умов Европы, вышли из николаевского времени. Это время острейших и порою неразрешенных социальных и политических конфликтов. Это время героической обороны Севастополя и трагического завершения Крымской войны. Это эпоха, которая никогда не перестанет волновать любого человека, интересующегося историей России.

В завершение перечислим лишь несколько событий из «царскосельской» биографии Николая I, произошедших в августе.

16 августа 1823 г. в Царском Селе Александр I подписал тайный манифест, согласно которому наследником престола становится Николай Павлович.

В августе 1826 г. Николай I направился из Царского Села в Москву на коронацию.

10 августа 1844 г. после продолжительной болезни и преждевременных родов в Царском Селе скончалась любимая дочь Николая I Александра Николаевна и внук Вильгельм (ил. 7).

19 августа 1851 г. царская семья отправилась в Москву на 25-летие коронации по новой железной дороге Санкт-Петербург — Москва.

Царское Село всегда являлось одним из любимых мест Николая I. В отличие от других загородных резиденций, в Царском Селе императорская семья останавливалась два раза в год. Здесь родился сам Николай Павлович, его любимая дочь Александра и сын Николай, здесь, в Александровском дворце, воспитывались и взрослели его дети, формировалась совершенно особая семейная атмосфера (ил. 8). Именно здесь столь прекрасное выражение нашли благородные чувства императора к супруге Александре Фёдоровне (ил. 9). [ПОРТРЕТ ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ ФЁДОРОВНЫ]

Ил. 8. Е. Е. Мейер. Садовый фасад Александровского дворца. 1840-е

Ил. 8. Е. Е. Мейер. Садовый фасад Александровского дворца. 1840-е

Вспомним небезынтересный диалог, который состоялся между Николаем Павловичем и герцогом Орлеанским во время визита великого князя в Париж в 1815 г. Николай Павлович был приятно удивлен счастливой семейной жизнью герцога Орлеанского на фоне напряженных политических событий, разворачивающихся в Европе: «"Какое громадное счастье жить так, семьею!" — сказал великий князь Николай Павлович. — "Это единственное истинное и прочное счастье", — отвечал герцог Орлеанский убежденным тоном»5.

Можно предположить, что свое «единственно истинное и прочное счастье» император обрел именно в Царском Селе.

А. Е. Кондратьев

1 Воспоминания о младенческих годах императора Николая Павловича, записанные им собственноручно. СПб., 1906. С. 6.
2 Там же.
3 Кроме Императора и Константина Павловича о содержании манифеста знали только вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, участвовавший в составлении текста манифеста московский архиепископ Филарет, князь А. Н. Голицын и граф А. А. Аракчеев.
4 Зайончковский П. А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX веке. М., 1978. С. 66–68.
5 Шильдер Н. К. Император Николай Первый. Кн. 1. М., 1997. С. 47.